+7 812 940-03-31
Получить деньги
Работаем по СПб и ЛО

Банковский кризис в Японии

В 1998 г. в Токио состоялась премьера необычного спектакля: «День, когда умрут банки». Её главными героями являются современные японские представители малого бизнеса. Автор и постановщик, (чего никто не ожидал)  Фурунака Юдзи  - предприниматель, глава консультационной фирмы в области строительства, а так же заместитель директора Токийского союза представителей малого бизнеса.

Ни одна публикация о проблемах малого бизнеса в Японии не обходится без  зловещего словосочетания, означающего сокращение нормы банковского кредитования, «касисибури».

В Японии правила выдачи кредитов банками отличаются от российских: там превалирует залоговое обеспечение кредита. Банки по итогам тщательной проверки оценивают заемщика, как минимум, по трем параметрам: а) качество залогового имущества (недвижимости, земельных участков, и т.д.); б) способность к возврату кредитов; в) цели и пути использования кредита.
И если хотя бы один из этих пунктов не соответствует требованиям, в кредите беспощадно отказывают.

В Японии традиционно в качестве залога используются:

■       Личная недвижимость предпринимателей (квартиры, дома, земельные наделы, и т.д.);

■       Коммерческая недвижимость;

■       Наличность, ценные бумаги, ликвидные долговые обязательства и т.п.;

Наиболее существенным видом залогового обеспечения является недвижимость, но собственность на нее и, соответственно, право использования в качестве залога имеют в современной Японии лишь около 30% мелких фирм.

Возврат долгов по банковским кредитам осуществляется, как правило, двумя способами: или из чистой прибыли предприятия после уплаты налогов, либо «канэкури» — мобилизацией капитала из иных, внутренних и внешних источников. На практике — это все те же займы, часто на более жестких и невыгодных условиях, и все ради того, чтобы не потерять основной источник финансирования - «свой» главный банк.
Нетрудно понять, почему малый бизнес Японии был повергнут в шок, когда банки-кредиторы совершенно неожиданно для своих постоянных клиентов изменили «дружественное» отношение и ужесточили условия предоставления кредитов, если не полностью в них отказали. Аккуратных, надёжных заёмщиков поставили в один ряд с «плохими» должниками, и стали оценивать с точки зрения кредитоспособности по объективным показателям, невзирая на репутацию.

Итак, банковский кредит стал для малого бизнеса практически недоступен, но образовавшийся вакуум на рынке краткосрочного кредитования быстро и успешно заполнили представители потребительского кредита. Ныне это едва ли не самый процветающий бизнес в условиях застоя, а то и спада производства.

Но платой за все блага потребительского кредита является очень высокий ссудный процент.

Какие выходы из кризиса видит правительство Японии?
Оно намерено финансово поощрить мелкие предприятия, участвующие в проектах государственных общественных работ: в основном это масштабные объекты инфраструктуры (дороги, аэропорты, а также в области систем связи, энергосбережения и т.п.).

Персонажи драмы в конце концов выстояли и победили. Нет оснований сомневаться в том, что и мелкие предприниматели сумеют пережить очередной кризис. Залогом тому — неугасимый «предпринимательский дух» и творческий потенциал — капитал реальный и долгосрочный, которого японцам не занимать.